Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
655220, Республика Хакасия, Ширинский район, поселок Жемчужный, Аптечная ул., д.1

Наш адрес
+7 (39035) 9-73-40
Контактный номер

Информация о муниципальном образовании Жемчужненский поссовет

Первые литературные сведения об озере Шира появились в конце 18 века.

Известный путешественник, академик П. С. Паллас, совершавший по заданию Российской Академии наук поездку по Сибири в 1768–1773 годах, оставил в своем дневнике запись о существовании соленого озера Шира-Куль и подтвердил мнение коренного населения о лечебных свойствах озера Шира-Куль, унаследованного ими от своих предков.

В 1870–1873 годах местный золотопромышленник Цибульский З.М., владелец золотопромышленных приисков Ширинского района, решил на собственном опыте проверить правдивость этих легенд. Купаясь в озере Шира, он действительно избавился от болей в суставах, беспокоивших его долгие годы.

Оценив размеры коммерческой выгоды, Цибульский З.М. решил завладеть озером. В 1874 году сделка по аренде озера Шира состоялась, получив озеро сроком на 25 лет, он строит на берегу озера свою первую юрту и начинает пропагандировать подробности своего выздоровления. И ему поверили. За несколько лет на берегу озера Шира вырос целый поселок. За аренду озера Шира хозяин выплачивал в Казну оброк по 3 рубля в год. А сам, при этом, собирал по 1 рублю с человека приезжающего на лечение.

В 1877 году по заданию Цибульского З.М. проводиться первый химический анализ озерной воды. Лабораторией в озерной воде была обнаружена слабительная глауберова соль и эпсомит оказывающий влияние на процессы желчеобразования и желчевыделения. Это открытие явилось еще одним подтверждением лечебных свойств озерной воды.

В 1897 году заканчивается срок аренды на озеро, и оно перешло в ведение Казенной палаты Енисейской губернии. С этой даты и начинается отчет современной истории развития курорта «Озеро Шира», как санаторно-курортного учреждения.

Основанный на частной собственности граждан Российской Империи, курорт имел только одно помещение общего пользования, это была юрта на 20 мест, служившая приемным покоем для неимущих граждан.

В частной же собственности оставались: — 71 дом, 38 — стационарные юрты, 9 балаганов, 6 торговых лавок, 33 подсобных помещения, столовые и кухмистерские.

В первые годы существования курорта на лечение приезжало до 589 человек.

Учитывая большую популярность курорта, среди населения региона предполагалось, его развитие и содержание, осуществлять на счет сборов от платных услуг и инвестиций меценатов, способных возглавить курортное дело. Однако, не стабильная внутриполитическая и международная обстановка нарушила все планы. Деньги в развитие курорта никто не вкладывал. Содержание курорта легло на плечи Государства, но и оно смогло выделить первую сумму денег только в 1906 году, для строительства первого деревянного ванного корпуса на 10 ванн.

Воду для процедур подогревали на костре. Минеральные ванны отпускались в течении всего светового дня. За сезон, лечение успевали получить до 740 человек.

На полученные от платных услуг деньги, в 1908 году началось строительство каменного лечебного корпуса с котельной, для подогрева озерной воды, на 22 ванны.

В 1909 году на курорте начали газирование минеральной воды и ее разлив, как слабительного средства для реализации через аптеки. Параллельно проводилось выпаривание соли, которую продавали по 8 рублей за пуд. Соль доставлялась даже до Санкт-Петербурга.

Проблема питьевого водоснабжения курорта была решена в результате строительства наземного водопровода от озера Иткуль.

В 1911 году было сдано в эксплуатацию здание «Курзала» с библиотекой, театральной эстрадой и рестораном.

С появлением общественной собственности, возникла необходимость в содержании работников обеспечивающих эксплуатацию и содержание имеющихся сооружений. В штат курорта вводятся административные должности — заведующего курортом, полицейского урядника, сезонного врача и сторожа. На их содержание выделяется 2785 рублей.

С улучшением условий лечения и быта для больных, значительно увеличивается приток посетителей. Так за сезон 1912 года, который продолжался с 20 июня по 25 августа, курорт посетило 1900 человек.

В годы становления Советской Власти (1917 по 1925 годы) курорт был разграблен и пришел в упадок.

Восстановительный период начался только в 1926 году. Деньги для этих целей были выделены Сибирским Краевым Исполнительным Комитетом.

В этот же период сотрудники Томского физиотерапевтического института возобновили научно-исследовательские работы по выработке рекомендаций для врачей проводивших лечение на озере Шира.

Началось строительство корпуса для водо-гряелечения, способного работать и в зимних условиях. С окончанием строительства, в 1933 году курорт переходит на круглогодовой режим работы имея 150 стационарных койко/мест.

В годы Великой Отечественной войны курорт выполняет функции тылового военного госпиталя. Одновременно принимая до 1000 раненых бойцов. Масштабные работы по реконструкции спальных корпусов и инженерных сооружений на курорте началась в 1963 году и успешно были завершены к 1981 году. Курорт приобрел современный облик.

25.03.1976 года образован Озеро-Ширинский поселковый Совет депутатов трудящихся Ширинского района (решение Красноярского крайисполкома от 25.03.1976 года № 155–7);

1977 год — Жемчужненский поселковый Совет депутатов трудящихся Ширинского района (решение Красноярского крайисполкома от 12.01.1977 года № 20–1);

1977 год — Жемчужненский поселковый Совет народных депутатов Ширинского района;

1993 год — Администрация на территории Жемчужненского поселкового Совета народных депутатов Ширинского района (постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 01.11.1993 года № 10–28);

1999 год — Муниципальное образование Жемчужненского поссовета Ширинского района (решение Совета депутатов Ширинского района от 30.11.1999 года № 79);

2003 год — Жемчужненское управление администрации муниципального образования Ширинский район (решение администрации муниципального образования Ширинский район от 21.02.2003 года № 46);

2006 год — Муниципальное образование Жемчужненский поссовет Ширинского района (постановление главы администрации муниципального образования Ширинский район от 23.12.2005 года № 1731).

Муниципальное образование Жемчужненский поссовет было сформировано с 01 января 2006 году в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поселение по численности населения — на 01.01. 2011 г. — 2350 человек.

В муниципальное образование входят два населенных пункта — поселок городского типа Жемчужный и поселок сельского типа Колодезный. Граница между этими населенными пунктами условная, в связи с этим они объединены в одно муниципальное образование. Земли м.о. Жемчужненский поссовет находятся на территории Ширинского района в 12 км южнее районного центра пгт. Шира, по трассе Шира- Абакан между озерами Шира (северо- восточная граница) и Иткуль (юга- западная граница). Общая площадь занимаемая населенным пунктом 2245,6 га. Территория поселения входит в состав Ширинского района Республики Хакасия. Удалённость от районного центра пгт. Шира составляет 12 км., от столицы Республики Хакасия г. Абакана — 180 км.

Северная граница муниципального образования Жемчужненский поссовет начинается на берегу озера Иткуль от межевого знака N 2, расположенного в устье ручья Шелсуг, и идет на север, северо-восток и восток до межевого знака N 38, расположенного в урочище Ближние Арамчаги. Длина северной границы составляет 23,4 км. На всем протяжении северная граница проходит с муниципальным образованием Ширинский поссовет.

Восточная граница муниципального образования от межевого знака N 38 идет на юг, юго-запад до межевого знака N 66, который находится юго-западнее автомобильной дороги Ачинск — Троицкое на расстоянии 2,5 км. Длина восточной границы составляет 14,8 км. На всем протяжении восточная граница проходит с муниципальным образованием Борцовский сельсовет.

Южная граница муниципального образования от межевого знака N 66 идет на северо-запад до межевого знака N 77, который находится на восточном берегу озера Иткуль. Длина этого участка границы составляет 7,6 км. На этом участке граница проходит с муниципальным образованием Борцовский сельсовет.

Далее граница муниципального образования от межевого знака N 77 идет на юг по восточному берегу озера Иткуль до межевого знака N 255, расположенного на юго-восточном берегу озера. Длина этого участка границы составляет 3,8 км. На этом участке граница проходит с муниципальным образованием Борцовский сельсовет. Затем граница проходит по южному берегу озера Иткуль до межевого знака N 2, который находится в устье ручья Шелсуг. Длина этого участка границы составляет 7,4 км. На этом участке граница проходит с муниципальным образованием Спиринский сельсовет. Протяженность южной границы составляет 18,8 км.

Общая длина границ муниципального образования Жемчужненский поссовет составляет 57,0 км.

Легенда Шира

Шира. Что это означает?
Это было, когда начиналось начало.
Когда наша матерь-Земля возникала,
Вершины, белея снегами, вздымались
И прочно стояли и не колебались.
Ручьи водопадами вниз ниспадали.
Ущелья и русла себе пробивали,
По гладким равнинам они разбегались,
В широкие реки они превращались,
Превращались они в полноводные реки,
Украшеньем земли становились навеки.

С. П. Кадышев «Алтын чюс»

Дальняя дорога да долгие сумерки, мимолетные знакомства под стук вагонных колес, разговоры о том, о сем или исповедь, о наболевшем — чего только ни случается в купе. В этой банальной для многих ситуации иногда бывают такие откровения, о которых всю жизнь вспоминается. Уже не помнишь, куда и зачем ехал, облик собеседника давно в памяти стерся, а его история нет-нет да вспомнится. И уже от нее не отвяжешься.

Так и в тот раз. Сгущалась темнота за вагонным окном, у проводницы до последней капли кончилась заварка, и я уже в который раз забирался на полку, пытаясь задремать. Старик внизу ворочался-ворочался, потом сел, долго глядел в темное окошко и, не выдержав молчания, заговорил:

 — Мы, однако, все в Шира сели. Знаменитое место, скажу я вам. Да это и сами знаете, а? Но вот почему озеро так назвали? — и не дождавшись ни от кого утвердительного ответа, начал рассказ.

Откуда-то в его манере речи вдруг появились сказовые мотивы. Речь полилась плавно и неторопливо, одна за другой выплывали необыкновенные метафоры. Видимо, из давным-давно, от отцов-прадедов, из генетической памяти, шла к нему легенда. Может быть, одна единственная, а может, одна из множества.

…В давние-давние времена, их ни деды, ни прадеды не помнят, а уже после, как от Боруса вода отхлынула после потопа, и снова в горах тайга зашумела, и в степи ковыли заволновались, люди вместе с духами жили. Когда угождали им — мир соблюдался. Да другому духу, неукротимому и вздорному, все поперек кажется. Он, дух, то ветер-смерч над землей завертит, то пал огневой на степь пустит, то наводнение устроит. Всё новой угоды от людей ждет.

В те времена в ширинской степи род жил: в морозы на зимниках стоял, летом овец и коней по травам пас. По древним обычаям люди жили, любились-женились, детей рожали, старое вспоминали, о будущем думали, сказки сказывали, песни пели. И жила в роду девушка, красотой наливалась, пятьдесят косичек заплетала, тахпах пела:

Дерево зеленое около озера,

да тень его на воде,

давно собрался этот народ,

да на меня только и смотрит.

Многие на нее засматривались, да не каждому она взгляд приветливый дарила, суженого-ряженого ждала. Обычное дело. Только к сердцу девичьему всегда тропинка найдется, добрый парень обязательно ее протопчет. Так и здесь. Нашелся Силиг-оол (красивый парень), заворожил девичьи глаза смелой повадкой, словами заветными, совсем вскружил голову. И все бы у них ладно было, к свадьбе дело шло, уже родственники к пиру готовились, калым складывали. Да видно не под счастливой звездой оба родились. Попалась Шира, так девушку звали, на глаза злому духу, решил он ее себе в жены взять, у рода людского отобрать. Никакой силы нет отбиться от вздорного.

А парню не по нутру духовы приставания, решил защитить любимую. Сел на коня, лук и стрелы взял, саблю острую — вызвал духа на смертный бой. Встретились они в степи пустой и гладкой, семь дней и семь ночей бились. Где саблей махнут — лог появится, где кони копытами землю взбороздят — гряда сопок вырастет. Устал парень биться, может, в трудный миг добрую молитву забыл или еще что, всякое случается, не каждому удается силу темную одолеть.

Только взмахнул злой дух саблей — и пал парень под копыта своего коня. А девушка за поединком наблюдала. Как увидела гибель любимого, бросилась к нему, обняла несчастливого, горько зарыдала-запричитала.

Хотел дух схватить девушку да к себе тащить, а она взмолила Мать-Солнце о смерти скорой. И там, где парень под копыта пал — гора поднялась. Кто Улгу-тас называл, кто — Улгу-тигей. По-разному назвать можно. А где девушка у груди его плакала, озеро горько-соленое разлилось огромное. С тех пор Шира называется…

Так или другими словами старик легенду рассказывал, не суть важно. Только, действительно, и озеро Шира есть, и с его северо-восточной стороны, если взглянуть на подъезде, горы напоминают человеку с воображением фигуру лежащего. Отсюда и Улгу-тас с Улгу-тигеем. что в переводе с хакасского означают Каменная фигура и Фигурная вершина.

Помимо приведенной легенды, в самом деле, занимательно и другое. Почему все-таки родилось название Шира, сохранились ли его корни в современности. Есть ведь несколько вполне официальных версий о его происхождении. Например, бывший главный врач курорта «Озеро Шира» А. Охота 14 сентября 1972 года в газете «Знамя коммунизма» переводила название, как «Желтое море». А автор «Топонимического словаря Хакасско-Минусинского края», выпущенного в Абакане в 1995 году, В. Бутанаев дает иное толкование: «Сыра кол» (Бражное. то есть лекарственное озеро) -оз. Шира в степи Чулымско-Енисейской впадины (Ширинский район)». Доводилось слышать перевод названия и как «Красивое озеро». А по одной из версий и вовсе назвали озеро по имени парня, растерзанного конями по велению хана. Наверное, у кого-то есть и другие версии.

Давайте заглянем в «Справочник личных имен народов РСФСР». Здесь есть раздел об алтайских и хакасских именах. Так вот, если у алтайцев имена на «ш» встречаются, то хакасских имен, женских и мужских, нет совершенно. И вообще, для хакасского языка не характерны имена и топонимы, начинающиеся со звука «ш». По крайней мере и в академическом хакасско-русском словаре таких слов чрезвычайно мало, причем только из кызыльского диалекта. И все они очень уж далеки от гидронима «Шира». Разве что при богатом воображении можно приблизить слова «шыбдыраш» (шорох) или «шырлош» (пискливый) к названию озера.

А вот еще любопытная деталь. Почему «Шира» не склоняется по падежам? Это позволяют себе только приезжие и незнакомые с хакасскими названиями. Да, исключения из правил подобного рода есть, и именно — для слов с окончанием на «а». И, как правило, такие названия восходят к очень глубокой древности. Так, может, и наше «Шира» родилось в незапамятные времена, на космическом удалении от современных языков и диалектов?

А может быть, более вероятна версия о происхождении названия от бражно-лекарственного «сыра». Первый звук вполне мог превратиться в «ш» хотя бы потому, что в русском произношении «с» спокойно могло превратиться в «и» — из свистящего в шипящий звук. Наверное, нельзя отбросить версию о происхождении из прилагательного «сарыг» (желтый), правда, с тем же ассимилированным «с» в «ш». Сам признак «желтого» мог родиться от вида часто выгоравших степей, вернее, засыхавших. Да и мало ли изменений в топонимике происходит даже сегодня, в постоянном соседстве разных языков, а что уж говорить о древности.

Однако полностью отрицать то, что «Шира» могло произойти от имени женщины, тоже не стоит. В древнейшей мифологии, а ее источники, по исследованиям ученых, лежат в верхнем палеолите, слишком большое место отводится женскому началу. Это трудно представить, но уже 35–20 тысяч лет назад древний человек пытался размышлять о происхождении Вселенной и Природы. И самым естественным путем в большинстве мифов приходил к выводу о том, что в начале начал должна быть Мать-Женщина, Мать-Солнце.

Каждый из нас может привести множество примеров, когда героиней выступает женщина Это и в нашей легенде, и в знаменитых кадышевских поэмах «Алтын Арыг» и «Алтын Чюс». Впечатляющие доказательства связи мифологии и живой жизни в глубокой древности донесла до наших дней и археология. Не будем приводить примеры мирового масштаба, их достаточно и в нашей Хакасии, где сохранились тысячи археологических памятников. Стоит хотя бы однажды заглянуть в Абаканский, Минусинский или же в Ширинский краеведческие музеи или отправиться по местам находок.

В свое время около озера Шира была найдена статуя зооморфной женщины с рогами коровы и с волком на груди, позднее описанная Л. Р. Кызласовым в книге «Древнейшая Хакасия». Примерно такие же статуэтки зооморфного характера, то есть совмещающие в себе образы человека и какого-либо зверя, были обнаружены и на знаменитой палеолитической стоянке в Малой Сые (около 34 тысяч лет назад). Вернемся к ширинской Женщине и ее описанию М. Д. Хлобыстиной в «Говорящих камнях»: «Особенно впечатляет уже упоминающаяся статуя с озера Шира, изображения на которой „читаются“ по-разному с различных сторон. В с фас это бюст женщины, в боковом ракурсе — голова волка, пытающегося лапами и оскаленной пастью схватить крупный астральный или солярный знак, помещенный внизу живота женской фигуры. Лоб и глаза зверя — это одновременно грудь женщины, контуры его пасти — ее живот и спина, лапы зверя — ее руки».

Уже по одному этому описанию нетрудно представить, что древний скульптор с берегов озера Шира воедино связывал Космос, Природу и женское начало. Нетрудно представить и то, что, по всей вероятности, уже в те времена бытовали фольклорные либо религиозные персонажи, ведь древний человек населял окружающий мир или себе подобными духами и богами, или соединял их в своем восприятии, причем совершенно конкретном, а не абстрактном, как это может показаться на первый взгляд, с непосредственными образами живой природы. И почему бы тогда не допустить, что уже в древние времена зародились истоки многочисленных сказаний о

происхождении той или иной горы, водоема, долины и их конкретных названий, даже имен человеческих?

Конечно, до наших времен могли дожить лишь языковые трансформации, а не первые варианты, зато остались практически в нетронутом виде наскальные рисунки, писаницы. И опять доказательства не надо искать за тридевять земель, достаточно посмотреть на героический эпос в камне, запечатленный на Четвертом Сундуке в долине Белого Июса — это надо увидеть!

То есть образ девушки, от слез превратившейся в озеро, причем горько-соленое, вполне мог родиться и в верхнем палеолите, и в татарскую или таштыкскую эпоху. И легенда, тогда родившаяся, вполне могла пройти сквозь генетическую память до нас. В хакасских наименованиях, как, впрочем, и в топонимике любого другого региона на нашей планете, необычайно точно отражаются географические и исторические особенности той местности, где жил и живет человек. Флора и фауна, ландшафт, места битв или границы владений — без этого человек слеп, он просто не в состоянии ориентироваться в окружающем мире. Ну что это будет за охотник или кочевник, если он не назовет гору, около которой пал его рыжий конь, Позырах ат (Бузургат), ведь таким образом он без всякой топографической карты наносит ориентир на местности и для себя, и для потомков. Так же произошло, по всей вероятности, с названием озера Шира, когда люди на первое место поставили именно его соленость и лечебное предназначение, заодно увязав этот «признак» с древнейшим сводом сказаний.

Легенда об озере Шира

В далекое время уводят страницы
Предания этой древнейшей землицы.
Когда от потопа следов не осталось,
Покоем и негой земля наслаждалась.
Покрылись травою степные просторы,
Бесчисленным лесом — высокие горы
Спокойно жилось здесь хакасскому роду
В согласии с вечной, суровой природой.
Достаточно духов они ублажали,
Не знали ни в чем ни нужды, ни печали.
В роду том сверкала жемчужиной нежной
Шира, как весенний цветок белоснежный.
Красою своей всех парней покорила, 
Да взглядов она никому не дарила, 
Ждала, что судьба нареченного друга 
Пошлет за терпенье и кротость в заслугу. 
И вот Силиг-оола она повстречала, 
Невестой ему долгожданному стала. 
Прошла мимолетного счастья минута, 
Надолго оно не нашло здесь приюта.
Шира на глаза злому духу попала, 
Женой, захотел он, ему чтобы стала.
Но вызвал на бой Силиг-оол злого духа,
Семь дней и ночей доносилось до слуха
Людей, как сражались в степи они гладкой.
Шира наблюдала за боем украдкой.
Где кони вскопытят — появятся сопки,
Случайные звери уходят в даль робко.
Где саблей махнут — станет место то логом,
Осталось уже до победы немного.
Но дух изловчился, нанес саблей рану,
И кровью окрасились стебли бурьяна.
Любимого гибель Шира увидала.
Упала на грудь ему и зарыдала.
Схватить захотел злой дух девушку силой,
Защиты у Солнца она попросила.
О смерти молила отчаянно, страстно.
От слез Шира озером стала прекрасным.
Вполнеба Мать-Солнце зарделось зарею,
Силиг-богатырь — обратился горою
Сияет жемчужиной озеро наше,
Второго нет в мире целебней и краше,
Вдоль берега, видим мы контуры — сопки,
Лежит богатырь, к нему тянутся тропки.

Иткуль — «ворчащее» озеро

Средь сопок хрустальное озеро есть,
В день знойный прохладой окажет вам честь,
Напоит и тело омоет водой,
Волною прибоя навеет покой.
Красой, чистотою известно давно,
Название озеру Иткуль дано.
«Ворчащее», так по легенде гласит,
прекрасное, дивное озеро Ит.
Посмотрится солнце в спокойную гладь,
В ответ Ит улыбкой спешит засиять,
Ночь лунной дорожкою тихо пройдет,
Росою на травы с рассветом всплакнет.
Цветы отражаются в водах весной.
Живет в этом озере царь водяной,
А с ним пятьдесят беспокойных девиц,
Красивее нет тех русалочьих лиц.
На зорьке туманной над озером свод,
Русалки в нем водят большой хоровод.
Изящны, тонки, словно стебель цветка,
Касаются только воды лишь слегка,
Сливается пение с музыкой волн
Разносится ветром печальный их стон.
Поют о любимой далекой стране.
Куда не доскачешь за день на коне,
Где солнце восходит, встречаясь с луной.
Расстались навеки с далекой страной.
На свадебный той их спешил караван,
Раскинул у берега временный стан,
Укрылся от зноя с любимой жених,
И говор служанок прекрасных утих.
Девиц же прелестных всего пятьдесят.
Жених и невеста в шатрах белых спят.
Под солнцем в степи, раскаленной жарой,
Загадочно озеро манит волной.
Скользнули все девушки в лоно воды,
Остались видны на песке лишь следы.
Увидев красавиц со дна, водяной
Покинул дворцовый уютный покой.
Невидимый плавал, средь юных нырял,
Царя заразительный смех опьянял.
Решил водяной дев к себе всех забрать,
Завилась воронкой озёрная гладь.
На дне оказались одна за одной,
Где царство безмолвия, вечный покой.
И лишь разошелся над омутом круг…
Остались жених и невеста без слуг.
Ушел караван, приминая ковыль,
Укрыла навеки следы его пыль.
Ключи с той поры в этом озере бьют,
Красавицы здесь обрели свой приют,
Ворчат родничками они на царя,
Прохладу желанную людям даря.